11 Марта, 2017

Образ женщины в казахском кино

1667 раз показано

Когда речь заходит об образе матери в казахском кино, мы тут же представляем себе роли Тана из фильма «Тақиялы пе­ріш­те» («Ангел в тюбетейке»), Матери из «Ана туралы аңыз­» («Сказ о матери»), мать Тастана из «Гаухартас» в исполнении Амины Умурзаковой, мать Турара из фильма «Тұл­пардың ізі» («След тулпара») в исполнении Хадиши Букеевой. Если же говорят о казахской невестке, то вспоминаем Жаухаз (Фарида Шарипова) из «Тұл­пардың ізі», Салтанат (Жанна Куанышева) из «Гаухартас», а казахская девушка у нас ассоциируется с Жибек из фильма «Қыз Жібек».

Сколько бы времени ни прошло после съемок этих фильмов, замечательные героини были и будут оставаться эталоном казахской женщины. В чем же здесь заключается тайна? Кто создает сегодня образы женщин в казахском кинематографе, встретятся ли нам еще столь же яркие и запоминающиеся образы? Разумеется, время диктует свое, меняются технологии, на смену старым приходят новые персонажи, да и зритель сейчас совершенно другой. Но вопрос не ограничивается только этим.

Однажды во время творческой встречи со студентами известный кинорежиссёр Дарежан Омирбаев рассказал о том, как встретил актрису, сыгравшую роль матери Жасулана в фильме «Кардиограмма». Находясь в зале ожидания вокзала, он  вдруг услышал женский голос. Не было видно её лица и внешности, но уже один только мягкий голос навевал ощущение тепла и доброты. В голосе незнакомой женщины было нечто особенное, проникающее в самое сердце, напоминающее о милой матери.

На самом деле режиссёр этими словами подтвердил мысль о том, что на экране важно все, и внешность, и голос, и множество других факторов. Экран подобно рентгену обнажает, раскрывает, даже если персонаж молчит, его внутренний мир, глубинную сущность - по блеску глаз, улыбке, одухотворенному лицу.

Когда пересматриваешь вышеназванные фильмы, часто вспоминается сказанное  Дарежаном Омирбаевым молодежи. Ведь были и другие актрисы, достаточно одаренные для того, чтобы сыграть замечательные женские роли в фильмах «Та­қия­лы періште», «Ана туралы аңыз», «Гауһартас», «Тұлпардың ізі», «Қыз Жібек». Но режиссерский выбор оказался иным. Задумываясь над этим, начинаешь понимать, что значит мастерское владение языком экрана авторами фильмов, их проницательность по отношению к персонажам и исполнителям ролей. Возьмите, к примеру, образ Ана из фильма «Гауһартас». Поначалу кажется, что на первом плане находятся Тастан, его отец, Салтанат и другие персонажи. Однако, несмотря на то, что образ героини в исполнении Амины Умурзаковой недолго присутствует по времени, каждое ее движение, материнское милосердие и просветленный облик дают понять, что это мать, хранящая тепло и оберегающая духовное пространство семьи. Хотя она очень немногословна, в основном молчит. Да и действий с ее стороны мало. И все же она близка каждому из нас, и мы принимаем ее как собственную мать. Поэтому она без преувеличения является одной из главных героинь фильма. Это поистине замечательный образец, школа для будущих жен и матерей.

В последнее время часто раздаются критические замечания о том, что в сегодняшнем казахском кино нет удачных женских ролей. Одна из причин такого положения – то, что не учитываются такие простые истины, как, например, то, что экран является своеобразным рентгеном для актеров. К тому же наши женские персонажи становятся похожи то на американских, то на  европейских, то на китайских или корейских, одним словом, иностранных героинь. Облик женщин в современных казахских фильмах полностью изменился.  Несмотря на внешнюю привлекательность, не чувствуется в них тепла. Именно в таком облике они и переходят из одного фильма в другой.

Назира РАХМАНКЫЗЫ,
киновед,
кандидат искусствоведения

Последние новости

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Зоопарку Шымкента – 41 год!

Регионы • 26 Июня, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Похожие новости