18 Марта, 2017

Переполненные автобусы - это унизительно

1042 раз показано

«Водители автобусов будут оставлять мобильные телефоны в специальных ячейках». Под таким заголовком на сайте акимата Астаны astana.gov.kz опубликована информация о прошедшем совещании под председательством руководителя управления пассажирского транспорта столицы Б. Игенбердинова с участием администраций всех автобусных парков города. Сообщается, что рассмотрены вопросы выполнения перевозчиками требований договорных обязательств, обеспечения планового выхода количества графиков (автобусов) на линию и установленных интервалов движения на маршрутах, повышения уровня культуры обслуживания пассажиров и другие. Озвучены меры по повышению качества предоставляемых услуг, необходимые для решения существующих проблем. В частности, с 1 апреля руководству автопарков предложено организовать специальные ячейки для размещения мобильных телефонов водителей во время предрейсового осмотра, а службе транспортного контроля совместно с контрольно-линейной службой перевозчиков поручено проводить мониторинг пользования мобильными телефонами, курения в салонах автобусов водителями, а также соблюдения правил дорожного движения.

Безусловно, актуальное по своей тематике совещание. Ведь проблемы городского общественного транспорта имеют самое непосредственное отношение ко многим астанчанам.

Есть такое понятие – личное пространство человека. Это условная территория вокруг человека, необходимая для поддержания ощущения безопасности, и вторжение в нее посторонних лиц как минимум вызывает дискомфорт.

В цивилизованном мире с ним принято считаться, и, разумеется, прежде всего, в общественных местах, куда относятся досуговые заведения, транспорт и т.д. И если, например, в кинотеатрах, разделенные свободными сантиметрами и подлокотниками кресел, мы, как правило, не заморачиваемся по этому поводу, то вот в городском общественном транспорте эта проблема встает во весь свой огромный рост. Почему мы должны ездить в битком набитых автобусах, с трудом протискиваться в салоны, прижиматься друг к другу, наступать на ноги и вдыхать запахи чужого пота? Почему нас до такой степени не уважают? Может быть, потому что мы сами себя не уважаем, раз позволяем так обращаться с собой, безропотно трясясь в переполненном автобусе подобно овцам в тесном загоне, молча снося бесцеремонные тычки и реплики грубых кондукторов по поводу и без повода? Или из-за того, что безразлично наблюдаем за гонками автобусов, успокаивая себя тем, что уже нет прежнего беспредела? Или потому что редко жалуемся на водителей, привыкнув к их бесконечным телефонным разговорам, курению за рулем и другим так называемым мелочам? И что тут скажешь в отношении застенчивых пассажиров, не решающихся потребовать оплаченный уже билет у «забывчивых» кондукторов или же по поводу странного поведения людей, которые услужливо отдают свои билеты кондукторам для повторного оборота или вовсе отказываются от них, движимые горячим желанием подарить свои 90 тенге?!

Хотя, конечно же, дело не только в нас. Ведь есть вполне конкретные нормы и правила, наконец, профессиональная культура и этика, которые должны соблюдаться. Наконец, существуют уполномоченные органы, такие, как управление пассажирского транспорта. Очень хорошо, что определен ряд конкретных мер по выправлению отнюдь не радужной ситуации с городскими автобусами. Хочется надеяться, что этот шаг является отражением системной работы в данном направлении. Тем более что проблем здесь огромное количество. И одна из самых главных - это переполненные салоны автобусов. Те, кому приходится оказываться в такой давке, согласятся, что это не просто физический и психологический дискомфорт, но еще и унижение человеческого достоинства. Но достаточно ли для решения проблемы только соблюдение вышеупомянутого планового выхода количества графиков (автобусов) на линию и установленных интервалов движения на маршрутах? Может быть, требуются более кардинальные меры?

Только в марте нынешнего года автору этих строк довелось испытать все вышеописанные «прелести» езды в переполненных автобусах №9, 17, 40, 53, микроавтобусе №106. Причем некоторые водители на этих маршрутах демонстрируют отнюдь не плавную, а весьма прерывистую, дерганую манеру езды, умудряясь разгоняться даже на коротких отрезках свободной дороги, чтобы затем то и дело давить на тормоза. Иногда приходилось видеть, как пассажиры едва не летали по салону и даже падали при таком резком торможении. Чаще всего это были старики и женщины, у которых не хватает сил и недостаточна координация движений.

Наверное, жители стран Европы, окажись в такой ситуации, испытали бы шок и заговорили о нарушении пресловутого личного пространства, и не только. К сожалению, мы реагируем совершенно иначе.
Во время поездок невольно делаешь самые разные наблюдения. Как выяснилось, на отдельных городских маршрутах выработались свои предпочтения. Например, автобус №64 всякий раз надолго застревает на многолюдной остановке у «Артема». Нередко требуются громкие окрики возмущенных пассажиров, чтобы водители, наконец, оторвались от соблазна посадить как можно больше людей, нескончаемым потоком бредущих от торгового дома.

Стабильно переполненные салоны автобусов породили целую субкультуру, связанную с поведением пассажиров. Определяющим фактором при этом стала возрастная градация. И если пожилые и молодые люди однозначно занимают верхнюю и нижнюю ступени этой иерархии, а модели поведения их самих и окружающих по отношению к ним в целом просты и понятны, то люди среднего возраста нередко пребывают в замешательстве, пытаясь определить, старше или младше их тот или иной человек, и кто кому должен уступить место. Заметно меньшую роль играют гендерные различия. Редко встречаются юноши, готовые уступить место девушкам, как, впрочем, и мужчины в возрасте, которые не могут равнодушно смотреть на судорожно цепляющихся за поручни бабушек. Может быть, это один из побочных эффектов гендерных успехов слабого пола? Впрочем, даже отношения представителей самых старших и младших поколений далеко не идеальны. Чаще всего зов совести звучит извне голосом кондукторов, заставляющих сонную молодежь уступать место пожилым, а задумчивых мужчин среднего возраста – беременным женщинам. Часть дам в возрасте избрали довольно тонкую тактику. Подобравшись как можно ближе к сидениям с наслаждающимися комфортом девушками и парнями, они упорно ловят их ускользающие взгляды, демонстрируя свой немой укор, и зачастую добиваются своего. А наиболее бесцеремонные заставляют уступить себе место жестом или окриком. Как это водится по жизни у грубых людей, они периодически ошибаются с выбором жертвы, и нередко их вполне справедливо ставят на место их моложавые сверстницы или молодые женщины с небольшими сроками беременности. К счастью, почти не бывает проблем, когда в автобус входят явно немощные люди, и по возрасту, и по болезни, или мамаши с грудными детьми. Тут уж многие сами вскакивают с мест, сбрасывая маску сонливости или рассеянности. И такие искренние проявления сострадания и милосердия внушают некоторый оптимизм.

Это лишь отдельные фрагменты наблюдений, которые легко можно дополнить множеством других примеров. Хочется еще раз обратить внимание на огромное количество проблем, неотступной аурой окружающих сферу общественного транспорта, и призвать всех пассажиров не оставаться к ним равнодушными. Ведь только общими настойчивыми усилиями - пассажиров, работников сферы городского транспорта и соответствующих исполнительных органов можно подтянуть этот сервис до уровня столичного.
 
Нургали АБИЛЬДАЕВ,
«Егемен Қазақстан»

Последние новости

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Зоопарку Шымкента – 41 год!

Регионы • 26 Июня, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Похожие новости