24 Марта, 2017

День, когда растаял синий камень Самарканда – День примирения и прощения

34882 раз показано

В нынешнем году знаменательный для всего нашего народа праздник «Әз-Наурыз», который наши мудрые предки почитали и называли священным, отметили по-особенному.

В городе Туркестан – в духовной столице тюркского народа и "Культурной столице тюркского мира", где нашел упокоение Святой старец, прошло знаменательное мероприятие, объединившее братские народы. Особое значение празднованию придал визит в Астану Президента Узбекистана, который посетил столицу по приглашению Елбасы. Этот визит можно считать ответом на визит Главы государства в Самарканд, который пришелся на первый день Курбан айта. Поэтому в день, который наши деды называли днем примирения и прощения, мы с особой радостью и трепетом встретили начало нового Года Петуха. Как отметил в своем выступлении на торжественном мероприятии Елбасы, "Это - символ нового дня, добра и согласия, наследие наших предков, добрая традиция и торжество, которое наши отцы и деды встречали с надеждой и верой во всеобщее благо". Наурыз - начало нового года, особенный праздник, который дошел до наших дней с незапамятных времен.

Несмотря на то, что кто-то видит в названии праздника персидские истоки, тюркские корни Наурыза уходят в глубокую древность. Древние тюрки верили, что первый человек пришел в этот мир в первый день весны. Доподлинно известно, что корень слова "весна" в тюркском языке является синонимом слов "небо" и "Бог". Поэтому, кочевники, жившие в тесной взаимосвязи с природой, почитавшие землю, воду и поклонявшиеся небу, считали время обновления и перерождения природы великим народным праздником. Поэтому не удивительно и то, что наши предки, выбиравшие путь своих кочевий по звездам, с точностью определили день весеннего равноденствия.

В древних преданиях март связывают со Всемирным потопом: "Когда птица с Ноева ковчега впервые приземлилась на сухую землю, на ней цвел подснежник". В легендах кроется истина. Поэтому, возможно, небезосновательно казахи называют Казыгурт горой, к которой причалил ковчег, и считают эту местность исконной родиной тюрков.

Если отдельные источники свидетельствуют о том, что Наурыз в эпоху Заратуштры пришел в Персию из Средней Азии, то Фирдоуси в своем известном труде пишет, что в этот день Шах Джамшид пришел на землю Азербайджана. Основываясь на этих свидетельствах, Абу Райхан аль-Бируни написал, что тюрки считают Наурыз "новым днем".  Как бы то ни было, Наурыз однозначно имеет тесную связь с тюркским календарем. В этой связи вызывает сожаление тот факт, что наш календарь, в основе которого лежит двенадцатилетний цикл летосчисления, сейчас известен миру как "Китайский календарь". В XIX веке известная китайская исследовательница Чжао И предположила, что "Система летосчисления по двенадцатилетнему циклу зародилась на западе и пришла в Китай через тюрков Сиюя (Средней Азии)".  В книге "Новая истории Танской династии" написано, что в VIII веке тюрки применяли двенадцатилетний животный цикл летосчисления.  А Эдуард Шаванн в своем труде «Le Cycle turc des Douze Animaux (Тюркский двенадцатилетний животный цикл летосчисления)" привел неоспоримые доказательства того, что этот календарь имеет тюркские корни. Возможно, если мы продолжим исследовать и будем применять традиционную систему летосчисления, то вернем общее достояние тюркского народа.

Система двенадцатилетнего цикла летосчисления, зародившаяся в эпоху гуннов, была усовершенствована и окончательно оформлена тюрками. Об этом в своем словаре написал Махмуд Кашгари: "Каган, собрав всенародный совет, сказал: "Чтобы будущие поколения не допускали ошибок, также, как и двенадцать звезд и двенадцать месяцев имеют свои названия, мы должны дать названия двенадцати годам. В соответствии с этим будем вести летосчисление". Так, каган отдал приказ погнать диких животных в сторону реки Или. Двенадцать животных перешли через реку. Так двенадцати годам были даны названия этих животных. Известно, что кок-тюрки часто использовали эту систему летосчисления. Например, на надгробном камне Элтерис-кагана, который скончался в год змеи, высечено изображение змеи. Хотя вместе с исламом к нам пришла система летосчисления по хиджре, тюркский народ не отказался и от своего древнего календаря. В 1079 году султан сельджуков Малик-шах издал указ о возвращении к древней системе летосчисления.

А знаменитый Абулгази Бахадур-хан в своем труде "Родословная тюрок" связал этот день с Эргенеконом. Люди и потомки хана, не сумевшие жить посреди скал, развели огонь, железом расплавили гору и нашли путь к своей Родине.  Воинственный народ, ведомый волком, нашел новое пристанище и устроил Великий народный праздник. Так, празднование этого дня как начала новой жизни стало доброй традицией и днем, когда тюркские каганы раздували меха, били молотами по наковальням. Эту традицию возродил Чингис-хан. Сейчас в Азербайджане во время празднования Наурыза люди разводят костры и прыгают через огонь, анатолийские тюрки раздувают меха, бьют молотами по наковальням. Думаем, если мы в праздновании Наурыза будем помнить об этих традициях, наследии Мәңгілік ел (Вечного Эля), Великий народный праздник возродится с новой силой.

Поздравляем с наступившим годом петуха! Добра всем, пусть новый год принесет лишь радость! 

Последние новости

Спорт будет доступен для всех!

Регионы • 12 Августа, 2021

Героиня нашего времени

Интервью • 16 Июня, 2021

Похожие новости